Новости проекта
Мобильные приложения Schools.by
С новым учебным годом!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 29 человек

Советы педагога-психолога

Дата: 8 апреля 2019 в 10:51, Обновлено 3 февраля в 12:09

Как адаптировать ребенка к детскому саду

Адаптация — способность человека приспособиться к окружающей действительности, к изменениям окружающей действительности, к внутренним переменам. Этот процесс является неотъемлемой частью нашей жизни. Мы живем в изменчивом мире, и наша психика заточена под то, чтобы приспосабливаться к изменениям. И дети тоже постоянно к чему-то приспосабливаются (к новому члену семьи, к новой кроватке, к новым родственникам).

К чему придется привыкать

Отводя ребенка в детский сад, мы меняем привычный уклад его жизни довольно сильно. Появляются новые обстоятельства, к которым теперь ребенку надо привыкнуть.

К каким обстоятельствам придется приспособиться 2-3 летнему ребенку?

  1. Расставание с родителями на долгое время.
  2. Изменения отношений с родителями, теперь все общение только по вечерам и в выходные. Нет родительского покровительства, поэтому в какой-то мере неизбежно будет фрустрирована потребность в эмоциональном общении, безопасности. Ребенок остается один на один с новыми обстоятельствами.
  3. Нахождение с другими, чужими взрослыми почти весь день. С ними нужно познакомиться, наладить отношения, которые заменят в каком-то смысле отношения с родителями.
  4. Нахождение в постоянном контакте с большим количеством детей одного возраста, что, в принципе, не естественно. Даже в больших семьях не бывает столько детей, и дети разновозрастные.
  5. Бытовые моменты. Строгий режим дня, хочешь спать или нет, а надо. Хочешь есть или нет, а надо. Сон в другой кроватке. Смена ритуалов сна. Другая еда. Другой туалет. Другое место для прогулок. Другие игрушки и игры. Другое общение. Какие-то новые правила.

О стрессе

Смена привычного образа жизни всегда становится причиной психического напряжения, а то и стресса для организма. Для взрослого или для ребенка.

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека, когда он оказывается в сложных условиях, когда приходится преодолевать какие-то трудности, которые требуют от человека большого количества физической и психической энергии. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека. Стресс — это не что-то эфемерное, это физиологическая реакция организма. Стресс — это изменения в нервно-эндокринных системах. Это физиология.

Для одних перемены станут причиной небольшого беспокойства, кратковременного напряжения, для других — стрессом, который может стать причиной сложной, трудной адаптации ребенка к детскому саду, и, как следствие, произойдет ослабление организма. Это зависит от множества факторов: внешних и внутренних, зависящих от вас и не зависящих от вас. Другими словами, это такая мозаика, элементы которой сложатся благоприятным или неблагоприятным образом.

Как минимизировать стресс

Задача взрослых в процессе адаптации как раз и заключается в том, чтобы минимизировать стресс для ребенка. Как это сделать? Что зависит от родителей?

Факторы, которые помогут вашему ребенку

  1. Твердая уверенность семьи, в частности мамы, в том, что садик семье нужен, что это хорошее и правильное решение для семьи и для ребенка. Решение, которое взрослые приняли внутренне. Могут быть тревоги о том, как все пройдет, беспокойства, связанные с новизной ситуации. Но эти тревоги не мешают родителю, не вгоняют его в сомнения, не становятся причиной метаний «а надо, а может не надо». У родителей должно быть внутреннее состояние, что так будет лучше, что это правильно. Это состояние родитель как бы транслирует ребенку. Оно становится опорой для ребенка. Если мама уверена, что так правильно, так хорошо, значит, я тоже в этом уверен. Это происходит на уровне эмоций, образов, ощущений. Поэтому если есть вина, какие-то смутные сомнения, сопротивление — разберитесь с ними. Ваш настрой будет опорой для ребенка.
  2. Большой плюс к благополучной адаптации, если ребенок уже умеет говорить. Понятно, что это такой фактор, на который нельзя повлиять прямо. Если ребенок уже разговаривает, то можно учить его просить воспитателя о помощи. Почему умение говорить это плюс: во-первых, легче внедрить пункты подготовки, ведь вы можете рассказать о них, а ребенок может вас понять. С другой стороны, ребенок сможет наладить коммуникацию с воспитателем, детьми, сможет пожаловаться или рассказать вам, что происходит в садике, что он чувствует, чего боится, что его расстраивает и что радует.
  3. Длительный подготовительный период (хотя бы от двух недель до месяца, чем больше, тем лучше).

Что входит в подготовку

  • Информационное поле. Информирование ребенка о том, что такое садик, что там дети делают, кто такой воспитатель, как устроен режим дня в садике, какие там правила. Для этого можно просто время от времени заводить разговор. Читать детям сказки, рассказывать истории про детский сад. Играть в детский сад. Приводить в пример знакомых детей, которые уже ходят в детский сад («А твой друг сейчас в детском саду играет, вечером его мама заберет оттуда, и мы встретимся»). Проходя мимо любого детского сада, вы можете рассказывать, что это за здание, что там обычно происходит. Ваша задача как бы создать информационное поле о детском саде. И разговаривать об этом не раз и не два. Причем это должна быть не дидактическая беседа. Вплетайте информацию в ваши обычные будни («Приготовила кашу, как в садике», «А в садике детки писают на горшок», «Купили тебе рубашку для садика»).
  • Знакомство ребенка с местностью. Устраивайте прогулки около сада, даже если нельзя зайти на территорию, или просто познакомьтесь с местностью. Если есть возможность сходить в сад на экскурсию — сходите. Если есть возможность погулять по территории — погуляйте. Если у вас уже есть дети, которые ходят в сад, то, скорее всего, младшие дети бывают с вами в саду, когда вы забираете или приводите старших детей — это плюс. Если у вас есть знакомые, которые ходят в этот сад, то сходите вместе с ними, когда они забирают своих детей вечером.
  • Совместные подготовительные мероприятия. Купите вместе одежду к саду. Сходите познакомиться с воспитателем. Сходите на прогулку с детками в детский сад.
  • Положительный настрой ребенка. Рассказывайте ребенку интересные положительные стороны посещения детского сада или просто веселые истории про детский сад, может быть, из вашего детства («Самая вкусная запеканка, которую я когда-либо ела, была в моем детском саду», «У меня был друг в детском саду, которого звали Сережа, и нам с ним было всегда весело»).
    Никогда не пугайте и не угрожайте ребенку детским садом и воспитателем. Если у вас есть какие-то неприятные воспоминания о детском саде, то не надо ими делиться с ребенком. Если кто-то из родственников угрожает детским садом («Вот пойдешь в детский сад, никто тебя с ложки кормить не будет»), то пресекайте это. Не допускайте негативных разговоров о саде при ребенке или детях.
  • Настройка режима дня, который близок к детсадовскому. Если ваш ребенок любит поспать долго, то за 2-3 недели до начала посещения детского сада сокращайте утренний сон на 10-15 минут. Все зависит от того, насколько долго спит ваш ребенок. Вечером укладывайте ребенка вовремя, избегайте ночных посиделок. Устраивайте дневной сон или хотя бы тихий час. Какой будет режим в вашем саду, можете узнать заранее у воспитателей, заведующего или у другим мам, которые уже посещают этот сад.
    Если вы подошли к саду не подготовившись по режиму, договоритесь с воспитателем, что будете некоторое время приходить к девяти вместо восьми часов (будет ли это возможно, зависит от детского сада, от желания воспитателя помочь вам).
  • Формирование навыков самообслуживания. Учим ребенка одеваться самостоятельно (пусть это будут хотя бы простые вещи — маечки, трусики, носочки), пользоваться столовыми приборами, кружкой, самостоятельно есть, пить. Мыть руки после туалета. Пользоваться полотенцем, после того как помыл руки. Пользоваться туалетом или горшком. Конечно, тут многое зависит от возраста. Если ребенку 1,5 года, то, скорее всего, многому научить не получится, и это с учетом возраста нормально. Но в 2,5-3 года всеми этими навыками ребенок уже должен владеть.

Примерная схема плавной адаптации

  1. Если есть возможность познакомить ребенка с садом, с группой заранее — сделайте это. Можно найти повод для визита: например, узнать что-то, подать документы вместе с ребенком, сходить с кем-то, кто уже ходит в этот сад.
  2. Лучше если в первый день (обычно это всего один час или меньше) вы пройдете с ребенком по группе, заглянете в спальню, найдете кровать ребенка, покажете его шкафчик. Посидите какое-то время в группе, чтобы ребенок мог исследовать пространство в вашем присутствии (все зависит от внутренних правил). С вами ребенок чувствует себя в безопасности, а значит, он будет активно исследовать пространство. Может быть, ваш первый день пройдет на улице.
  3. Важно установить контакт с воспитателем и маме, и ребенку. Вы можете познакомиться, поговорить, представить ребенка воспитателю, а воспитателя ребенку. Лучше если в это время ребенок будет у мамы на руках. Но тут многое зависит и от воспитателя. Постарайтесь поздороваться, улыбнуться воспитателю, а потом как бы передать ребенка в руки воспитателю. Если воспитателей несколько, то знакомимся со всеми.
  4. При расставании целуйтесь, обнимайтесь, говорите ребенку, что придете за ним очень скоро, передавайте его воспитателю и уходите. Да, ребенок может плакать. Тогда обнимаете, утешаете и передаете воспитателю. Уходя — уходите. Спокойно идете заниматься своими делами. Не надо прыгать под окнами, под дверью, обуздайте свою тревогу. И верьте, что вашему ребенку под силу справиться с этой ситуацией. Приходите через час. Обязательно радуйтесь ребенку, обнимайтесь, целуйтесь.
  5. Важно при расставании с ребенком оставить ему что-то напоминающее о вас, о доме. Например, любимую игрушку, или можно приобрести специально игрушку-друга, которая будет ходить с ребенком в садик. Можно оставить платочек, пахнущий мамиными духами, какую-то записку-рисунок на клочке бумаги, можно нарисовать сердечко на ручке. Маленьким детям оставляем что-то вещественное. Детям постарше можно уже оставлять что-то символическое (например, поцелуй в кармашек).
  6. Какое-то время водите ребенка на пару часов. Обычно в течение недели.
  7. Затем оставьте ребенка на обед, потом на сон. Какое-то время забирайте малыша сразу после сна.
  8. Если видите, что ребенок плачет, но быстро успокаивается и спокойно играет, идет на контакт с воспитателем, интересуется игрушками, обедает, то это признаки того, что можно оставлять до вечера. Если у вас есть возможность, какое-то время забирайте сразу после сна, постепенно увеличивая время (если это нужно).
  9. Важно тепло прощаться с ребенком. И встречать всегда с радостью и улыбкой, обнимать, тискать. Не ругать ребенка за слезы, но сочувствовать, поддерживать, оказывать понимание. Если вам жалуются на ребенка, то не разбирайтесь в ситуации сразу же — на первом месте должна быть радость от встречи с ни
 

                         Педагогические знания - 
родителям!

  Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в современном обществе – главная социальная задача,                решаемая обществом и семьёй.

   Многие родители воображают, что растить детей проще простого – личность ребёнка формируется сама собой, а им,     родителям, для некоторой корректировки достаточно житейского опыта. Но «опыт – сын ошибок трудных», а ошибки в     деле воспитания дорого обходятся. Этому делу надо учиться, как учатся бухгалтерскому учёту, юриспруденции, медицине.    Если неправильно построить свои отношения с ребёнком, то его развитие может замедлиться, более того –      он может даже деградировать.

    Предлагаем Вашему вниманию несколько рекомендаций, которые помогут Вам не попасть в некоторые из ловушек,        которые расставляет нам жизнь, пока дети растут.

  1. Относитесь к детям, как к цветам. пусть они растут в том темпе, который им задала природа. Будьте терпеливее. Дарите им как можно больше любви. Вот тогда они у Вас расцветут.

  2. Прислушивайтесь ко всему, что говорят Ваши дети, с пониманием и участием.

  3. Сдерживайте свой гнев. Сгоряча можно наговорить такого, о чём потом сильно пожалеете.

  4. Не убивайте в ребёнке радость жизни: «вдруг» найденная в кармане конфета, неожиданно преподнесённая новая игрушка, даже состроенная смешная рожица… Да мало ли способов убедить ребёнка, что родители тоже люди и не прочь повеселиться!

  5. Никогда не сравнивайте детей. Радуйтесь своим детям и любите их такими, какие они есть, а не такими, какими Вам хотелось бы их видеть.

  6. Порка – это путь наименьшего сопротивления, и, прибегая к ней, родители расписываются в своём бессилии, в том, что не могут придумать ничего более конструктивного для решения конфликта.

  7. Не преувеличивайте с похвалой! Самое главное – оценить конкретные усилия и достижения ребёнка, а не превозносить его самого.

  8. Отношения с детьми должны быть основаны на доверии. Совершенно неправильно давать детям обещания и требовать обещаний от них.

         Уважаемые родители, помните, что ответственность за воспитание своего ребёнка лежит полностью       на Вас! Фундамент для воспитания полноценной личности, добропорядочного гражданина и семьянина         закладывается в семье.

Что делать, если ребенок боится темноты? Консультация для родителей 

 С этой проблемой сталкиваются многие родители – в дошкольном и младшем школьном возрасте дети начинают бояться темноты. Начинаются визиты в родительскую спальню и мольбы остаться спать рядом с мамой и папой до утра, или, наоборот, малыш ни за что не хочет отпускать маму из собственной спаленки вечером, пока не заснет… Что делать родителям? Как приучить ребенка засыпать самостоятельно, и в каком случае детский страх перед темнотой считается патологией? Рассказываем на сайте Красивая и Успешная!

Как выглядит бабайка?

Чего боятся дети в темноте? Любой взрослый, увидев ревущего в спаленке малыша, сразу вообразит кровавых монстров с топориками! И… будет неправ! «Ужастики», рождающиеся в детском воображении, зачастую куда безобиднее! Например, я отчетливо помню себя шестилетнюю, когда в наброшенном на край стула свитере мне померещилась… внимательно следящая за мной сова! Детям мерещатся разные животные, персонажи сказок и мультиков, то есть то, что они видят и могут представить. Поэтому берегите малышей от «Бэтменов», «Халков», прочей детской мульт?бредятины и тем более – от взрослых боевиков и ужастиков! У детей постарше (7-9 лет) может возникать и неотчетливый страх темноты– ощущение чужого взгляда, чьего-то присутствия, «давящей» атмосферы… Наиболее распространенный случай – ребенок боится «домашней» темноты. Идя по темному переулку, он радостно болтает и бегает вокруг нервно озирающейся по сторонам мамы, но приходит домой и… обнаруживает «бабайку» под собственной кроваткой! Причина этому явлению – дети склонны «населять» выдуманными персонажами то пространство, которое считают «своим» — то есть дом. Если что-то в этом пространстве кажется ребенку пугающим или неприятным – в детской фантазии начинают плодиться пугающие, несущие угрозу образы, в которые малыш начинает верить. О них-то и узнают родители в первую очередь! А о том, что в цветочном горшке «живет» добрая фея, мама может не догадаться никогда! Чтобы «прогнать» монстриков, успокой ребенка – зажги свет, покажи, что никого нет, передвинь предметы, напоминающие этого «кого-то»… А на следующий день можно сочинить вместе с ребенком сказку, где «ночной гость» в конце концов оказывается добрым и дружелюбным! Можете вместе назначить какую-нибудь из игрушек малыша «охранником» — пока «охранник» в спаленке, ни один бабайка не проберется! А вот засыпать с ночником или включенной лампой нежелательно – процесс засыпания затянется на более долгое время, возможны нарушения сна…

Учимся спать самостоятельно!

Возраст, когда большинство детей начинает бояться темноты – 3-5 лет. Обычно в этом возрасте ребенка переселяют в отдельную комнату, перестают охотно пускать в родительскую спальню и все реже практикуют убаюкивание и совместное засыпание. Поэтому частенько вопли: «Маааам, я боюсь, тут кто-то есть!» вызваны не так страхом темноты, как нежеланием оставаться в одиночестве. Причем, если у малышей такая реакция возникает подсознательно, то 5-7-летние дети уже умело манипулируют родительскими эмоциями, не испытывая никакого страха темноты, а просто желая, чтобы с ними посидели или рассказали сказку… В принципе, такая боязнь темноты (или ее симуляция) должна пройти максимум за полгода самостоятельного засыпания (хотя «рецидивы» могут случаться еще долго – когда ребенку грустно, мучают какие-то переживания, что-то болит и т.д.). Еще одна причина детских «ночных ужасов» — проблемы со сном. Это случается, если ребенок смотрит телевизор или играет в компьютерные игры перед сном, если в спальне душно. Также не способствует здоровому сну и быстрому засыпанию плотный ужин незадолго до укладывания… А бывает и так, что ребенок просто не хочет спать! Возможно, это сигнал к тому, чтобы сократить время дневного сна или отказаться от него вовсе – дети, как и взрослые, индивидуальны в потребности в сне. Одним достаточно лечь в 10 и проснуться в 7, а другим нужен сон с 9 до 8… Также важен режим сна: постарайтесь не допускать слишком поздних пробуждений (как и позднего укладывания) – желательно выработать оптимальный для ребенка стабильный режим (такой, чтобы малыш не ходил сонным весь день, но и начинал хотеть спать вечером!).

Как способствовать развития личностной активности и образа Я ребенка.

  • В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том, чтобы инициатива постепенно переходила от нее к ребенку. Взаимодействие должно быть гармоничным, т.е. соблюдаться соотношение инициативных и ответных действий, как со стороны матери, так и со стороны ребенка. Старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно игру малыша, чтобы позаниматься с ним (почитать книжку, порисовать), не мешайте его целенаправленной деятельности.
  • Создавайте условия для развития образа Я ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре. Уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности и независимости.
  • С целью развития представлений ребенка о своих физических способностях следует создавать условия для овладения ребенком сложными движениями, называя их, совершая вместе с малышом, затем давая ему возможность выполнять их самостоятельно (по просьбе взрослого). Так, организуйте подвижные игры, включающие разные виды движений: ходьбу, подпрыгивание, приседания, прыжки, бег. Полезны музыкальные занятия с простыми танцевальными движениями.
  • Время от времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте по имени. Предлагайте ребенку рассматривать одежду, соотносить отражение в зеркале с реальностью.
  • Следует также учить ребенка узнавать себя и других на фотографиях. Малышу показывают на них маму, папу, бабушку, знакомых взрослых, других детей. Особенно интересно для ребенка узнавать себя в младшем возрасте, сравнивать с собой в настоящий момент, наблюдать за изменениями в своем внешнем облике, физическом «Я».
  • Следует принимать во внимание развивающееся у ребенка чувство собственности. Понимание того, что у него есть свое место за столом, свой уголок для игры, свои кроватка, чашка, одежда и т.п., свидетельствует о развитии самосознания, представления о себе как обладателе определенных вещей.
  • Предлагайте мальчикам и девочкам различные игрушки, сюжетные игры в соответствии с поло-ролевой принадлежностью, одобряйте, поощряйте поведение, соответствующее полу ребенка, создавая условия для формирования половой идентичности.
  • Поощряйте проявление ребенком чувства сопереживания эмоциональным состояниям других людей. Похвалите малыша за то, что он стремится утешить плачущего, подскажите, как это лучше сделать (предложить игрушку, угостить сладостями, обнять и поцеловать). Аналогично развивайте у ребенка способность разделить с другими положительные эмоции: радость, восхищение, чувство удовольствия и др.
  • Создавайте условия для формирования конкретной самооценки, поскольку взрослый является поначалу главным ценителем достижений малыша, от его поведения во многом зависит, как будет происходить становление конкретной самооценки ребенка.

Создавайте условия для общения со сверстниками.

  • Для этого, прежде всего, следует формировать у детей положительное отношение к сверстниками. Собственным поведением взрослые демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. Привлекают внимание малышей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряют проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку. Организуют совместные игры, учат детей координировать свои действия, учитывать желания друг друга.
  • Не следует сравнивать ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений. Взрослые, которые часто используют прием сравнения одного малыша с другим, тем самым умаляют и даже унижают его достоинство, либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения малыша только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научится, то есть создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающуюся личность.
  • Взрослым следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми: одни мальчики любят играть в футбол, а другие – нет; одному ребенку кажется правильным одно, в другому – другое. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.