Новости проекта
Мобильные приложения Schools.by
С новым учебным годом!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 28 человек

Образовательный проект по теме «Прошлое и настоящее родного города: ул. Ф. Энгельса, Парк культуры и отдыха»

Дата: 8 февраля в 09:14
Автор: Лапека А. К.

Главное управление по образованию Могилевского областного исполнительного комитета

Учреждение образования

«Могилевский государственный областной институт развития образования»

Отдел по образованию администрации Ленинского района г. Бобруйска

Образовательный проект

по теме «Прошлое и настоящее родного города: ул. Ф. Энгельса, Парк культуры и отдыха»

Петруша Татьяна Александровна

воспитатель дошкольного образования

государственного учреждения

 образования «Ясли-сад № 19                г. Бобруйска»

«Прошлое и настоящее родного города»

На этой большой планете,

В огромной такой стране,

Есть город один на свете,

Который так дорог мне…

Тип проекта: познавательный, краткосрочный

Вид проекта: групповой

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Актуальность

«Маленькая Родина все равно большая,       ведь она единственная».

                                           Ж. Ренар

         Дети – наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый взрослый любит свою страну, но маленьким детям непонятны термины: страна, патриотизм, Родина. Каждый человек имеет свою малую Родину, это то место, где он родился и вырос. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, городу. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина.

Для воспитания патриотических чувств, формирования у детей дошкольного возраста представлений об историческом прошлом нашей Родины, необходимо получение детьми знаний об их родном городе. Данный проект поможет дошкольникам узнать частицу истории своего города, приобщиться к традициям своего города, остаться неравнодушным к красоте ближайшего окружения. Реализация проекта оставит у детей много разнообразных впечатлений и знаний о родном городе.        

Цель проекта

-  воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств, любви к малой Родине, приобщение к истории и культуре родного города.

Задачи проекта

  1. Дать первоначальные знания о родном городе, ближайшем окружении.
  2. Приобщить детей и их родителей к истории родного города, заинтересовать родителей и вызвать желание совместного сотрудничества.
  3. Познакомить дошкольников с прошлым и настоящим родного города – улица Ф. Энгельса, Государственное учреждение культуры «Парк культуры и отдыха г. Бобруйска».
  4. Развивать связную речь дошкольников, активизировать словарь.
  5. Воспитывать у детей чувство любви к малой Родине, восхищение красотой родного города.
  6. Продолжить работу над развитием творческих способностей.

Теоретическая база проекта

Мы живем в сложное время и осознаем зависимость воспитания подрастающего поколения от того общества, в котором оно живет. Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, важнейшем периоде становления личности. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувств патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зарождаем в их сердцах искорку любви к родному краю, к Родине.

Методы реализации проекта

Словесные: беседы, чтение художественной литературы, рассказывание.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий; организация выставок; оформление информационных стендов.

Практические: создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности; тематические прогулки и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка; дидактические игры; подвижные игры; моделирование.

Шаги выполнения проекта

I этап. Подготовительный.

  1. Выявление проблемы, формулировка цели, задач.
  2. Подбор литературы, иллюстрированного материала, наглядно-дидактических пособий.
  3. Планирование деятельности совместно с дошкольниками, определение средств и способов реализации проекта. Разработка плана проекта.
  4. Привлечение родителей к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.

II этап. Основной.

  1. Оформление книжного уголка.
  2. Рассматривание фотографий, газетных вырезок, буклетов, открыток.
  3. Беседа с детьми «Историческая справка» (Приложение 1).
  4. Целевая прогулка по улице Ф. Энгельса, в городской парк культуры и отдыха.
  5. Коллективная работа – аппликация-коллаж на тему «Вот эта улица» (Приложение 3).

III этап. Заключительный.

  1. Оформление результатов проекта, их обсуждение и презентация.
  2. Оформление фотогазеты «Прогулки по родному городу».

Схема реализации проекта

Образовательная область

Виды детской деятельности

Ребенок и общество

- Беседа «Мой город»

- Просмотр слайдов и видеоматериалов

- Беседа «О названии улиц родного города»

 - Дидактическая игра «Угадай, где я нахожусь?», «Узнай герб города»

- Проблемная ситуация «Что было бы, если бы все улицы были без названия?»

- Игра-лото «История родного города»

Ребенок и природа

- Прогулка по улицам города

- Развивающие игры «Деревья нашего парка», «Я по парку иду», «К данному дереву беги»

- Дидактическая игра «Сложи картинку»

Развитие речи и культура речевого общения

- Оформление книжного уголка по теме «Моя малая Родина»

- Творческое рассказывание «Мои любимые

места в городе», «Улицы родного города», «Вот эта улица и наш детский сад»

- Беседа «Вам ребята надо знать, как по улице шагать»

Изобразительное искусство

- Дидактическая игра «Сложи узор» (белорусский орнамент)

- Выставка рисунков «Улочки-закоулочки» (совместное творчество родителей и детей)

- Аппликация-коллаж «Вот эта улица»

Художественная литература

- Рассматривание фотографий и беседа на тему «Старый и новый город»

- Чтение художественного произведения С. Михалкова «Моя улица»

- Чтение главы из книги В. Житкова «Что я видел»

Взаимодействие с семьями воспитанников:

- Анкетирование родителей (Приложение 2)

- Консультация «История родного города»

- Фотовыставка «Прогулки по любимому городу»

- Оформление газеты

- Целевая прогулка в парк

         Характеристика основных видов ресурсов проектной деятельности

         Интеллектуальные: воспитатель дошкольного образования первой квалификационной категории Петруша Татьяна Александровна

         Технологические, технические: телевизор, DVD проигрыватель, компьютер; фотографии, видеозаписи, художественная литература.

        

         Критерии и показатели эффективной деятельности:   

В ходе реализации данного проекта дети и родители приобщились к богатым традициям родного города и не остались равнодушными к красоте ближайшего окружения.

У детей осталось много разнообразных впечатлений и знаний о родном городе. Обогатились и систематизировались знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформировался устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

         Воспитанники приобрели навыки социального общения с взрослыми.

         Повысилась компетентность родителей, они приняли участие в образовательном процессе.

         Список использованной литературы

  1. Давидович, А.Л., Смолер, Е. И. Мир, в котором я живу: Учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения. – Минск: Национальный институт образования, 2020.
  2. Комплект открыток «Бобруйск»
  3. Эфраим Севела. Легенды Инвалидной улицы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=24605&p=1
  4. Цяленчанка, В.М., Мой родны кут…: зборнік метадычных матэрыялаў па патрытычным выхаванні дзяцей дашкольнага ўзросту. У 2 ч. Ч. 1 / В.М. Цяленчанка. – Мазыр: Белы вецер, 2006. - 143
  5. Шчаглоў, В. Я. Бабруйск. Крок у будучыню / В. Я. Шчаглоў. – Мінск, 2017. – 216 с.

Приложение 1

Историческая справка

Наше учреждение дошкольного образования расположено на самой легендарной улице старого Бобруйска – улице Энгельса, бывшая Инвалидная. Именно с ней связано наибольшее количество колоритных местных легенд, былей и небылиц о прежних жителях, которые почти все были евреями.

Узенькая улочка с небольшими деревянными домами – вот, что представляла собой эта улица в прошлом.

Улица Инвалидная была так названа в честь ветеранов войны 1812 года. «Ветеран, заслуженный человек» - так звучит слово «инвалид» в переводе с французского языка. Инвалидная улица взрастила немало талантов. Жил на ней и знаменитый доктор Беленький, и Леонид Коваль – автор трилогии о Бобруйске. В послевоенное время улицу Инвалидную переименовали – и стала она носить имя одного из основоположников марксизма – Фридриха Энгельса. Эту улицу воспели в своих произведениях известные уроженцы города – писатель Эфраим Савела, бобруйский Шагал Абрам Рабкин.

 На современной улице Энгельса находится творческая мастерская бобруйских архитекторов. До июня 2018 года здесь располагался отдел ЗАГС администрации Ленинского района г. Бобруйска.

Каждая улица имеет свое начало и конец. Наша улица берет свое начало от большого старинного городского парка, который ранее назывался «Сад кустарей». Современный парк культуры и отдыха был открыт в 1966 году, его площадь составляет 22 гектара. Всего было высажено 2500 тысячи деревьев около 30 различных пород. В парке есть 3 аллеи: каштановая, березовая и липовая. Создавали парк учащиеся и преподаватели техникумов, рабочие предприятий Бобруйска.

На центральной аллее парка расположены красивые фонтаны.

Фотография фонтана 2020 года

А вот так фонтан выглядел ранее

Фотография фонтана 1967-1968 годов

Завершает аллею кинотеатр «Мир».

Вот так он выглядел ранее, в 60-е годы

Фотография кинотеатра «Мир» 60-х годов

А вот так он выглядит сейчас.

Фотография кинотеатра 2020 года

За кинотеатром раскинулось озеро Копанка. В парке работают взрослые и детские аттракционы, тир.

Приложение 2

Анкета  для  родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы для планирования результативной  работы  по  патриотическому  воспитанию в  детском  саду. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы.

1)  Считаете  ли  Вы  важным  воспитание  патриотических  чувств  у  детей дошкольного  возраста?

Да

Нет

Частично

2) Развиваете ли Вы представления  о  своем городе,  отношение  к  нему  у своего  ребёнка?

Да

Нет

Частично

3) Знаете ли вы историю народной культуры и традиции своего города?

Да

Нет

Частично

 4)  Воспитываете ли  Вы  у ребенка  чувство любви  к родному городу?

Да

Нет

Частично

5)  Есть  ли  у  Вашего  ребёнка  любимое  место  в  городе?

Да

Нет

6)  Считаете  ли  Вы,  что  взаимодействие  с  педагогами  необходимо  при  воспитании  нравственно-патриотических чувств, любви к малой Родине?

Да

Нет

Частично

7) Готовы ли Вы оказать содействие и участие в приобщении детей к истории и культуре родного города совместно с педагогами? (прогулка в парк, домашнее  чтение  ребёнку  предложенной  литературы, помощь в оформлении стенгазеты, фотовыставки)

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Благодарим Вас за сотрудничество!

Приложение 3

Аппликация-коллаж «Вот эта улица»

 

Приложение 4

Фотогазета «Прогулки по любимому городу»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.